Кто должен проходить курсы повышения квалификации и обучения для персонала лабораторий?

Отчет о семинареСогласно требованиям аккредитации, руководство и персонал испытательных лабораторий, принимающий непосредственное участие в проведении испытаний, исследований и измерений, должны иметь профильное среднетехническое или высшее образование, соответствующее области аккредитации. При его отсутствии работники проходят обучение или повышение квалификации, то есть получают дополнительное профильное образование. Направлять сотрудников на обучение нужно как при подготовке к аккредитации, так и после получения аттестата, так как квалификация персонала оценивается и в ходе процедур подтверждения компетентности испытательной лаборатории. Дополнительно мы предлагаем специальные программы обучения и повышения квалификации:

  • Для менеджеров по качеству испытательных лабораторий. Она позволит грамотно разработать, внедрить систему менеджмента качества с применением на практике требований стандарта ИСО/МЭК 17025 с учетом изменений, внесенных в законодательство в 2019 году;
  • Для руководителей и сотрудников лабораторий по вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации в области разработки и поддержания функционирования системы менеджмента качества в лаборатории, для более эффективной и компетентной работы сотрудников лаборатории и подготовки лаборатории к процедурам аккредитации и подтверждения компетентности в соответствии с требованиями Критериев аккредитации испытательных лабораторий, утверждённых приказом Минэкномразвития № 326 и других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по аккредитации в национальной системе аккредитации.


ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ ЛАБОРАТОРИИ

В любой лаборатории, кроме основной, существуют виды деятельности, необходимые для обеспечения работы. Например, вспомогательные работы, работы по обслуживанию, работы по управлению и пр. Каждый вид деятельности характеризуется своим уровнем сложности. Чтобы выполнить работу, персонал лаборатории должен обладать определенными компетенциями. Одни виды работ требуют образования, квалификации и опыта, другие – могут выполняться без какой-либо специальной подготовки.

По видам выполняемых работ персонал лаборатории может быть условно разделен на несколько категорий: основной персонал, обеспечивающий персонал, управленческий персонал.

Для целей аккредитации, как правило, достаточно определить требования только к основному персоналу (т.е. персоналу, выполняющему измерения, испытания или анализ). Однако в системе качества необходимо установить требования ко всему персоналу лаборатории. Это важно не только с точки зрения целостного подхода к управлению персоналом, но и с точки зрения качества работы лаборатории.

Состав работ, который выполняет персонал лаборатории, может различаться в зависимости от размера лаборатории и сложности предлагаемых услуг. Например, в небольших лабораториях, с ограниченным количеством персонала, каждый сотрудник может иметь много обязанностей и выполнять различные задачи, в то время как в крупных лабораториях, с большим количеством персонала, сотрудники могут быть более специализированными. Возможны ситуации, когда основной персонал выполняет вспомогательные и управленческие функции. В тоже время обеспечивающий или управленческий персонал может выполнять задачи по измерению, испытаниям или анализу.

Состав работ, который выполняет персонал лаборатории, может различаться в зависимости от размера лаборатории и сложности предлагаемых услуг. Например, в небольших лабораториях, с ограниченным количеством персонала, каждый сотрудник может иметь много обязанностей и выполнять различные задачи, в то время как в крупных лабораториях, с большим количеством персонала, сотрудники могут быть более специализированными. Возможны ситуации, когда основной персонал выполняет вспомогательные и управленческие функции. В тоже время обеспечивающий или управленческий персонал может выполнять задачи по измерению, испытаниям или анализу.

Чтобы понимать, какими компетенциями должен обладать персонал лаборатории, необходимо выполнить ряд задач:

  • составить список действий персонала.

Этот список разрабатывается на основе описания процессов. Предварительно должна быть проведена работа по регламентации процессов лаборатории. Детализация действий может отличаться от той, что представлена в описаниях процессов. Список действий можно обобщать или детализировать. Например, операции процесса могут включать в себя такие действия как: заказ реактивов, получение реактивов, проверка реактивов. При составлении списка действий они могут быть обобщены (пример: обеспечение реактивами);

  • установить требования к каждому действию.

Требования включают в себя знания, подготовку и опыт, важные для выполнения действия. При определении требований необходимо абстрагироваться от уровня компетенций, которыми обладает персонал лаборатории в данный момент;

  • определить ответственных за выполнение каждого действия.

Помимо назначения ответственных лиц, устанавливаются сотрудники, которые имеют право выполнять данные действия. Сотрудник, выполняющий действие, не всегда является ответственным за его результат. Например, оформлять прокол испытаний может менеджер, а ответственным за содержание является эксперт;

  • сгруппировать действия.

Группировка осуществляется по ответственным лицам и сотрудникам, имеющим право выполнять эти действия. Важно, чтобы группировка осуществлялась не по конкретным персоналиям, а по должностям. В результате для каждой должности будет определен круг задач и компетенции, которыми эта должность должна обладать.

Результаты работы оформляются документально. Требования к персоналу лаборатории могут быть представлены в должностных инструкциях, положениях о подразделениях, квалификационных матрицах и пр. Наиболее часто в лабораториях применяют должностные инструкции. В этом случае, в одном документе содержатся требования к образованию, опыту, уровню знаний, а также состав задач, ответственность и права каждой должности.